Проверка качества поставляемой по госзаказу продукции может быть обеспечена органами инспекции

10 Апреля 2019

Чему был посвящен форум

На повестке форума стоял ряд актуальных вопросов. Вот наиболее острые для российского бизнес-общества:

  • Цифровые технологии как инструмент дебюрократизации закупок.
  • Проблемы конкуренции на рынках госзаказа.
  • Потребность в совершенствовании электронных процедур.
  • Регулирование и автоматизация типовых условий контрактов для различных отраслей.
  • Необходимость цифровизации мониторинга и контроля в сфере государственных закупок.

Важной частью мероприятия была открытая дискуссия «Главное – результат: мы за честную приемку!». В ходе неё прозвучали предложения о привлечении к проведению работ по экспертизе уполномоченных органов инспекции и разработке для них современной программы аккредитации. Идею нельзя назвать инновационной, в развитых странах такая практика повсеместно распространена, но для РФ она нова.

Основаниями для такой инициативы послужила статистика. Согласно данным Федерального казначейства, опубликованным в открытом доступе, в 2018 году в официальных структурах государственных закупок более шестидесяти процентов всех контрактов составили именно договора на приобретение товаров. В подавляющем большинстве случаев качество поставляемой продукции, её соответствие предписаниям нормативно-правовых и регламентирующих актов подтверждались путём декларирования.

Участие третьей стороны

Не все заказчики знают, но существуют схемы декларирования, предусматривающие участие в процессе третьей стороны. К ним относятся вариации ЗД, 4Д, 6Д. Участники форума пришли к выводу, что в конкурсной документации должны быть зафиксированы требования присутствия именно этих схем в процессе декларирования. В этом же контексте звучали предложения о необходимости внесения в типовые договора определённых параметров, на соответствие которым и будет проверяться продукция. Это позволит избежать разночтений, ведь регламентная документация не содержит конкретных требований.

Ещё одна инициатива, озвученная руководителем ФСА – разработка так называемой дорожной карты для заказчиков. Это детальное руководство, которое позволит более качественно оценивать приобретаемую продукцию в контексте предъявляемых к ней требований. Такой документ будет в полной мере соответствовать действующему законодательству (ФЗ № 44 от 05.04.2013) и поможет заказчикам избежать массы ошибок.

В качестве решения имеющихся проблем было предложено внедрить практику использования инспекционных органов в госзакупках. Совместно разработать план действий вызвались представители ФАС и ОНФ, выразив готовность своих ведомств к проведению такого рода экспериментов. Это подразумевает определение области закупок и разработку программы аккредитации инспекционных органов. После создания дорожной карты запланировали запуск программы в тестовом режиме, а затем её модерацию в ФГИС Росаккредитации. Если понадобится, будут определены дополнительные критерии аккредитации, а отдельные виды продукции включат в перечни для обязательной внешней экспертизы при приемке. Результаты программы покажут, существует ли необходимость во введении обязательной аккредитации для экспертных организаций, принимающих непосредственное участие в приёмке.

Еще одна проблема

В процессе дискуссии была вскрыта ещё одна проблема – в сферах строительства, коммунального хозяйства и ряде других отраслей имеют место прецеденты, когда заказчик получает восстановленную или явно бывшую в употреблении продукции (трубы, рельсы, зубчатые муфты и т.п.). Отсутствие соответствующей нормы в актуальных технических регламентах (она присутствует только в ФЗ № 44) делает возможным проведение такого рода сделок в рамках правового поля – это так называемые серые схемы, позволяющие нечистоплотным дельцам обогащаться.

Участники дискуссии не обошли вниманием и мировую практику. В этом контексте обсуждалась устойчивая тенденция перехода от сертификации к инспектированию. Это значит, что B2B-сегмент привлекает к приёмке продукции третью сторону, обладающую компетенцией проводить профессиональную оценку соответствия поставляемых товаров зафиксированным в договоре требованиям. На Западе существует отдельный вид бизнеса, специализирующийся на предоставлении такого рода услуг.

Сегодня в России на действие по международному стандарту ИСО/МЭК 17020:2012 («Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции») аккредитовано более двухсот пятидесяти инспекций. Несмотря на то, что по-прежнему большинство находятся в подчинении Роспотребнадзора, среди них появилось множество коммерческих организаций. Господин Херсонцев отметил, что такое явление не носит случайный характер. Он выразил надежду, что в скором времени оно приобретет очертания устойчивой тенденции, что благоприятно отразится на общей конъюнктуре рынка.

Пресс-центр ГК «Стандарт»